Транспорт

Со времён постройки Транссиба Томск лишился транзитных грузопотоков и стал локальным транспортным узлом на пути в собственную область (кроме её северо-западных и западных районов). Количество транзитного транспорта очень невелико.

Основные городские транспортные проблемы:

  • автомобильные пробки;
  • плохое состояние автомобильных дорог;
  • малое количество муниципальных автобусных маршрутов;
  • высокая степень износа электротранспорта;
  • малое количество авиарейсов и поездов.

Воздушное сообщение

Первый полёт самолёта в Томске состоялся в 1911 году. Регулярные полёты в Томск начались в середине 1930-х годов, самолёты летали в Новосибирск, Колпашево, Каргасок. В послевоенные годы городской аэропорт находился на Каштаке, в 1967 году был открыт аэропорт Богашёво, в 14 км к югу от Томска. Аэропорт имеет одну асфальтобетонную ВПП длиной 2,5 км и может принимать воздушные суда взлётной массой до 290 тонн. Совершаются регулярные рейсы в Москву, Новосибирск, Барнаул, Нижневартовск, Стрежевой, Сургут, Екатеринбург. На 2012 год запланировано открытие международного терминала.

Автомобильные дороги и инфраструктура

  • северное ответвление федеральной автомагистрали М53 «Байкал» НовосибирскИркутск;
  • автодорога Р398 в Колпашево;
  • автодорога Р400 в Мариинск;
  • Северная широтная магистраль ПермьНижневартовск — Томск (строится).

В городе имеется два моста через Томь: Коммунальный (южный) и Северский (северный). Кроме существующих мостов, представленный в начале 2007 года проект генерального плана города предполагал в будущем строительство ещё одного моста в продолжении переулка Дербышевского. Позднее проектировщики генплана отказались от идеи постройки нового моста по Дербышевскому, по скорректированному проекту генплана Томска предполагается соединить улицы 79-й Гвардейской Дивизии и Бердскую, с перспективой построения нового моста через Томь от начала последней. Кроме мостов, через Томь имеется порядка 20 мостов через Ушайку, несколько мостов через Большую и Малую Киргизки, Басандайку, Кисловку, озеро Керепеть.

16 июня 2011 года было подписано соглашение между мэрией города и компанией «Сибмост» о строительстве третьего моста через Томь в районе «Томских мельниц». На строительство нового моста будет потрачено от 4 до 6 миллиардов рублей. Как ожидается, он станет одним из звеньев в формирующемся т. н. «малом транспортном кольце» Томска.

Железные дороги

Томск — небольшой железнодорожный узел на однопутной ветви ТайгаБелый Яр (Томская железнодорожная ветвь), соединяющей Томск с Транссибирской магистралью.

Построенная в 1896 году Транссибирская магистраль прошла в обход крупнейшего на то время в Сибири города, к Томску была проложена тупиковая ветвь (подробнее см.: Строительство Транссибирской магистрали в обход Томска). В конце XIX века появилась идея построить ещё одну железную дорогу до Енисейска, однако лишь в 1939 году заключённые построили первый её участок до Асино, а позже строительство линии на Енисейск перестало быть актуальным.

До 1961 года существовала Томская железная дорога. В настоящее время Томская железнодорожная ветвь относится к Западно-Сибирской железной дороге — филиалу ОАО «Российские железные дороги». Поезда из Томска ходят в Адлер, Анапу, Асино, Барнаул, Белый Яр, Москву (фирменный поезд «Томич»), Новокузнецк, Новосибирск, Тайгу.

Водный транспорт

Речные перевозки в основном осуществляются «Томской судоходной компанией». Пассажирские рейсы отправляются от речного вокзала, используются теплоходы типа «Заря», «Москва». Ранее использовались также суда типа «Ракета», «Метеор». В летнее время действуют рейсы до Семейкиного острова, Нижнего склада и др. Речные суда также используются для организации загородных прогулок, отдыха на воде и перевозки грузов в период навигации по Оби и её притокам.

Городской транспорт

Основные городские и пригородные пассажирские перевозки выполняются автобусами типа ПАЗ (914 штук в 2009 году). Всего в Томске около 36 автобусных маршрутов, перевозчики — частные предприниматели, «дочки» ОАО «Томскавтотранс», унитарное муниципальное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление».

Из видов общественного транспорта также имеются троллейбус1967 года, 7 маршрутов, 82 единицы транспорта, 93,4 км), трамвай1949 года, 5 маршрутов, 43 вагона, 45,7 км) и такси (около 70 небольших фирм в 2005 году). Стоимость проезда на маршрутном транспорте составляет 12 руб. (на некотором 10 руб., для пенсионеров — 8 рублей); стоимость проезда на трамвайном и троллейбусном транспорте — 7 руб.